Время работы
  • ISIDA Медгородок
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 21:00
  • ISIDA Оболонь
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00
  • ISIDA Левобережная
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00
  • ISIDA Печерск
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00

Роль невролога в заботе о ребенке

26 февраля 2019

Профилактическое наблюдение врачом-неврологом за развитием малыша, при отсутствии ярко выраженных симптомов, нередко кажется родителям формальностью. Между тем существует довольно много состояний малыша, которые для специалиста являются сигналом для более пристального наблюдения за развитием здоровья малютки.

наблюдение врачом-неврологом

О том, какие это состояния, а также о важности временного фактора, рассказывает Юзва Александр Александрович, детский невролог клиники ISIDA.

Очень часто родители боятся врача-специалиста под названием «невролог». Равно как и заболеваний, связанных с нарушением нервной системы. Однако ни в коем случае нельзя упускать из зоны своего внимания два важных факта:

  • любое заболевание оказывает влияние на нервную систему ребенка (да и взрослого – тоже);

  • нарушение работы нервной системы влияет на функциональную активность всего организма.

Поэтому нарушения, связанные с нервной системой ребенка, необходимо выявлять в ранние сроки. И как можно быстрее корректировать.

Почему для ребенка ранняя диагностика так важна?

Задача невролога заключается в том, чтобы увидеть нарушение в работе нервной системы ребенка, постараться определить причину возникновения проблемы и помочь ее исправить или компенсировать.

Почему своевременность диагностики неврологической проблемы так важна? Акцент на своевременности делается по трем причинам:

  • Во-первых: чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее начата коррекция.
  • Во-вторых: нейропластичность головного мозга (важнейшая составляющая нейрореабилитации), уменьшается по мере созревания нервной системы.

  • В-третьих: нервная система влияет на развитие и деятельность всего организма.

Детский невролог – это специалист, который помогает развиваться всему организму ребенка правильно и гармонично, ведь нервная система стимулирует и контролирует рост всех органов и систем в теле малыша.

Нервная система начинает работать еще внутриутробно

Важно помнить, что деятельность нервной системы начинается задолго до рождения ребенка. Это заставляет специалистов и родителей беречь нервную систему плода на ранних сроках беременности. Задача врача детского невролога – внимательно изучить течение беременности, сопоставить все угрожающие факторы, оценить текущее состояние здоровья малыша и сделать все необходимое для сохранения или восстановления здоровья малютки.

Нервная система закладывается у ребенка одной из первых – на третьей неделе беременности, а ее созревание и формирование длится до 2-х лет послеутробной жизни, а некоторые центры «зреют» до 6-летнего возраста. Нервная система неусыпно «следит» за постройкой скелета и мышц, внутренних органов; за соответствием постройки проекта генетической программы; за соразмерностью частей тела, соответствием одних органов другим и одновременно с этим сама нервная система созревает. И все это – на фоне собственного созревания! Это удивительный факт!

Гармоничное развитие ребенка зависит от деятельности нервной системы

После рождения ребенка детский невролог видит результаты пренатальной деятельности нервной системы с учетом интранатальных факторов, но при этом всегда учитывает, что процесс ее созревания и формирования продолжается. Очень важно при этом следить за гармоничным развитием организма малыша. Согласно энциклопедическому словарю, гармоничное развитие – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей. К этому определению хотелось бы добавить «…которое происходит под непрестанным контролем нервной системы». И именно детский невролог, как художник, наблюдает за красотой развития ребенка и как дирижер корректирует дисгармоничные процессы.

Если процесс развития ребенка и созревания его нервной системы идет дисгармонично, то возникший дисбаланс проявляется не сразу, а как правило, при различных стрессовых ситуациях. Достаточно часто первым стрессовым фактором является процесс рождения ребенка. Очень часто можно услышать, что причиной заболевания нервной системы являются патологические роды.

Конечно же, роды имеют чрезвычайно важное значение, но необходимо помнить, что гармонично развивающаяся нервная система адаптируется к стрессовому фактору, которым является процесс рождения. Если же нервная система развивалась дисгармонично, то даже незначительный стресогенный фактор усугубит патологический процесс.

Основные проявления дисгармоничности созревания нервной системы

К основным проявлениям дисгармоничности созревания нервной системы которая начинается, как правило, внутриутробно и проявляется при первом стрессовом факторе (родах), можно отнести:

  • гипоксически-ишемическую энцефалопатию,

  • внутрижелудочковые кровоизлияния;

  • выборочный нейрональный некроз.

Возникает вопрос – неужели гипоксия и кровоизлияния не являются фактором воздействия внешней среды? Несомненно, да! Но очень много младенцев, которые рождаются в состоянии гипоксии, не имеют патологических проявленный со стороны нервной системы, поскольку она адаптируется к изменениям внешней среды. И наоборот: иногда даже незначительные процессы гипоксии приводят к повреждениям нервной системы.

Учитывая эти факторы, детский невролог принимает во внимание весь процесс развития нервной системы от беременности до родов и далее. Ранний осмотр младенца специалистом в области детской неврологии позволяет диагностировать, а при необходимости назначить лечение и динамическое наблюдение за ребенком, у которого имеются нарушения со стороны деятельности нервной системы.

Как часто нужно показывать ребенка детскому неврологу

Достаточно часто обсуждается вопрос о том, как часто нужно показывать ребенка детскому неврологу. Ответить на это вопрос можно после первого осмотра, который проводится, как правило, до 1-месячного возраста, а в некоторых ситуациях сразу после родов. В дальнейшем специалист формирует тактику наблюдения за развитием ребенка, учитывая все вышеизложенные факты.

Хотелось бы больше коснуться клинических проявлений нарушений нервной системы, которые можно увидеть и на которые стоит обратить внимание. Среди наиболее частых синдромов можно выделить:

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, который проявляется резким беспокойством у младенцев, немотивированным плачем, тремором подбородка и конечностей, спонтанными вздрагиваниями, нарушением цикла сон/бодрствование.

  • Синдром вегето-висцеральных расстройств: проявляется частыми срыгиваниями, задержкой стула, мраморностью кожных покровов, потливостью младенца.

  • Синдром двигательных нарушений: может быть следствием мышечного гипертонуса или гипотонуса. Гипертонус проявляется напряжением конечностей, так называемой зажатостью младенца, гипотонус характеризуется ограниченной двигательной активностью.

  • Синдром ликворо-динамических расстройств: проявляется быстрым нарастанием окружности головы, выбуханием и пульсацией большого родничка, немотивированным плачем ребенка, повышением тонуса затылочных мышц, «забрасыванием» головы назад, положительным симптомом Греффе, срыгиваниями.

Возникновение данных синдромов у младенца должно настораживать родителей и педиатра, который наблюдает за ребенком, является основанием для дальнейшей диагностики.

Методы диагностики неврологических заболеваний у детей

Важным инструментом, который используется для диагностики неврологических нарушений у младенцев, является нейросонография. Это метод ультразвуковой диагностики, во время которого проводится морфологическое изучение структур головного мозга ребенка через большой родничок. Данный метод абсолютно безвреден для ребенка, но при этом он является скринингом, который позволяет при наличии тех или иные нарушений делать выводы о необходимости дальнейшего дообследования. Раннее наблюдения и дифференциальная диагностика помогает назначить своевременное лечение или избежать развития отдаленных последствий.

Поступление в школу – большая нагрузка для нервной системы ребенка

Вторым стрессовым фактором, с которым сталкивается нервная система ребенка, является начало обучения в школе. Многие заболевания и расстройства поведения, которые проявляются в школьном или дошкольном возрасте, имеют свое начало внутриутробно или сразу после рождения. Это, в частности, вегетативные нарушения, астено-невротические расстройства с цефалгиями и вегето-висцеральным синдромом, неврозы, минимальная мозговая дисфункция с дефицитом внимания, задержка психо-речевого развития - все эти проблемы являются следствием не диагностированных вовремя и, следовательно, не пролеченных перинатальных поражений нервной системы.

Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что ранняя диагностика и коррекция нарушений нервной системы, которая проводится детским неврологом, может помочь гармоничному развитию ребенка и предотвратить массу неблагоприятных проявлений.

Консультацию детского невролога в клинике ISIDA можно пройти разово, записавшись на консультацию. Можно также наблюдаться в рамках комплексных педиатрических программ. С их условиями Вы можете ознакомиться на нашей странице «Комплексные программы».

Читайте также о возможностях Диагностического центра по вопросам педиатрии.

Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить здоровье своего ребенка? Доверьтесь специалистам клиники ISIDA. Возникли вопросы? Мы с радостью ответим на них, если Вы позвоните в клинику ISIDA по телефонам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11. Или задайте нам свой вопрос на нашем сайте и мы обязательно на него ответим.