Время работы
  • ISIDA Медгородок
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 21:00
  • ISIDA Оболонь
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00
  • ISIDA Левобережная
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00
  • ISIDA Печерск
  • Понедельник – пятница 8:00 – 21:00
  • Суббота 9:00 – 21:00
  • Воскресенье 9:00 – 18:00

Детский транспорт. Как избежать травм ребенка?

26 марта 2019

Врач ортопед-травматолог детский клиники ISIDA Терпиловский Юрий Ростиславович – не только опытный врач, но и заботливый отец. Поэтому его советы о том, как избежать детского травмирования при катании на велосипедах, самокатах и других видах детского транспорта имеют особую ценность.

как избежать детского травмирования

«Папа, купи мне, пожалуйста, взрослый велик!», «Папа, а ты не купил мне велик?», «Я была послушной, может, ты купил мне велик?» – так с приходом весны встречает меня после работы младшая дочь. Но разве травматолог может так просто пойти и купить ребенку велик?

И вот, пока в моей голове крутятся названия фирм-производителей и веломагазины, глаза автоматически останавливаются на детях, которые гоняют во дворе на различных видах колесного транспорта. Так за последние за две недели я невольно стал пассивным участником детско-подросткового дорожного движения – и основными впечатлениями были не находчивость детей и красивые велосипеды, а пренебрежение родителями элементарных средств защиты для своих маленьких велосипедистов, роллеров и скейтбордистов. Если шлемы еще кое-как встречались на некоторых головах, то о других видах защиты, кажется, почти никто и не слышал.

Часто на травмпункте от родителей или ребенка слышишь такую фразу: «Я (он, она) уже хорошо катаюсь (ется)». На встречный вопрос: «А профессиональные спортсмены почему одевают полную экипировку?» обычно пожимают плечами.

Неудивительно, что темой этой статьи стали типичные весенне-летние травмы, с которыми дети и подростки обращаются на травмпункт. Итак, рассмотрим основные виды детского транспорта, типичные для них травмы и возможности защитить от них ребенка. Самым распространенным видом детского транспорта является велосипед. Его и возьмем за базовый вариант.

Главные правила безопасности катания на велосипеде

Самой тяжелой (которая чаще всего приводит к летальному исходу) и распространенной травмой, которую можно получить, двигаясь на любом транспорте, является травма головы. Поэтому начнем с шлема. Во всех развитых странах шлем является обязательным аксессуаром не только у детей, но и у взрослых.

Далее, обувь. Понятно, что она должна быть удобной, но подошва не должна быть сильно мягкой, пальцы должны быть закрытыми, потому что дети любят сильно разгоняться, а потом, кроме тормозов велосипеда, тормозить еще и ногами. Последствия этого – от царапин до переломов костей ступни.

Одежда – яркая, чтобы ребенка было видно на площадке Вам и другим «участникам движения», а на дороге – автомобилистам. Не кататься, когда темно! Но на велосипеде, на одежде, на шлеме обязательно должны быть светоотражающие элементы. На велосипеде такие элементы должны быть со всех четырех сторон.

Звонок или другой сигнал для предупреждения столкновений и привлечения к себе внимания является элементом, который снижает вероятность травмирования Вашего ребенка.

На руле желательно иметь защитную накладку, которая должна уменьшить удар при падении на грудную клетку и живот.

Также причинами травм у детей является неудовлетворительное техническое состояние велосипеда и его несоответствие росту ребенка. Поэтому велосипед должен быть удобным, руль и седло – правильно отрегулированными, давление в колесах, исправность тормозов и креплений – проверены.

Для детей, которые уже выезжают со двора, я бы посоветовал поставить на велосипед зеркала заднего вида – многие из них уже ездят по проезжей части, а также фару, так как очень немногие из родителей бывают уверенными на 100%, что подросток вернется домой засветло.

А теперь – про самокаты

Следующим двухколесным видом транспорта является самокат.

Чтобы снова не повторяться, пишу списком: шлем, обувь, одежда, светоотражающие элементы, звонок или сигнал.
Но здесь хочется добавить о том, что стойка с рулем не должно быть слишком низкой для предупреждения травмы живота и грудной клетки при падении вперед. Платформа, на которой ребенок стоит, должна быть с противоскользящим покрытием. Также, по статистике, тяжелые повреждения дети получают при падении из металлического скутера из-за ранения острыми элементами его конструкции.

Для детей школьного возраста, которые начинают ездить быстрее, появляются новые защитные элементы: наколенники, налокотники и защита для лучезапястных суставов. Если наколенники с налокотниками родители хоть иногда надевают, то эти «непонятные неудобные перчатки» ¬– очень редко. Но перелом кости предплечья (чаще лучевой) при падении бывают значительно чаще, чем переломы в локтевом и коленном суставах.

Перелом лучевой кости ближе к кисти так и называется – «перелом в типичном месте». Просто при падении человек пытается защитить голову и туловище от удара, выставляя выпрямленные руки.

Роликовые коньки и скейтборды

Далее рассмотрим роликовые коньки и скейтборды. Здесь список почти идентичен предыдущему: шлем (желательно с хорошей защитой затылка), одежда, светоотражающие элементы, крешпады, наколенники, налокотники и защита для лучезапястного сустава.

На последнем пункте особенно настаиваю, потому что количество переломов предплечья при катании на роликах значительно больше, чем на самокате. Крешпады, или в просторечии «напопники», могут быть шортами, а могут надеваться сверху на одежду. Они защитят ребенка от постоянных ударов по ягодицам во время учебы и от травм копчика, когда дети начнут кататься быстро.

Надевайте все эти виды защиты всегда! Даже если Вам кажется, что ребенок еще ездит очень медленно или Вы собираетесь учить ребенка, катая его по двору за ручку. И даже если это первая тренировка, которая происходит в квартире.

О современных видах электротранспорта: гироборды, моноколеса

Ну и напоследок – о современных видах электротранспорта: гироборды, моноколеса. В современной литературе по травматологии даже начали выделять отдельный вид травмы: gyroboard injury. Ребенок на этих средствах почти не двигается, а старается, в основном, держать равновесие. А скорость при этом может быть не меньше, чем на велосипеде, который едет с горки. Падение же происходит с высоты полного роста из положения стоя, что может приводить к серьезным травмам.

Здесь также нужно одевать полную амуницию (шлем, одежда, обувь, защита для лучезапястного сустава, наколенники, налокотники).

Защита детей является результатом желаний и приоритетов родителей. Поэтому именно родители ответственны не только за покупку необходимых средств защиты, но и за обучение детей элементарным нормам безопасности: тем самым Правилам дорожного движения. Кто не видел, как мама или папа ведет одного ребенка за ручку, и параллельно тянет второго на самокате через проезжую часть? Или довозит велосипед до разделительной полосы за руль, а дальше смотрит на наличие-отсутствие машин и говорит: «Езжай уже дальше сам».

Сами пренебрегая правилами, которые могут сохранить жизнь, такие родители приучают к этому и детей. Не жалейте одну минуту, чтобы дать ребенку слезть с самоката или велосипеда, и перевезти его через дорогу правильно – держа за руль, а не сидя в седле.

Как и для средств защиты, для знаний Правил дорожного движения не может быть «еще не время, потому что это ребенок, и он только учится, а я очень спешу, и у меня всего две руки». Привычка рефлекторно застегивать неудобные застебочки, надевать шлем, проверять исправность своего транспорта, останавливаться перед тем, как пересечь проезжую часть и т.п. может сохранить жизнь Вашему ребенку.

Что сказать ... Как врач травмпункта и водитель, я, к сожалению, должен констатировать, что и этого бывает мало – не все водители выполняют ПДД, а состояние дорог бывает недостаточным для уверенности в том, что велопрогулка не закончится в травмпункте. Тем более защититься хотя бы со своей стороны – необходимо. Дети не могут сами купить себе шлем, навесить на велосипед гудок, они еще не знают Правил дорожного движения, поэтому ответственность за это лежит на родителях.

Надеюсь, что эти несложные правила сохранят Вам и Вашим детям здоровье, хорошее настроение и желание кататься на велосипедах, скейтах, роликах, гиробордах, моноколесах и на всем, что изобретут в будущем – с радостью и в безопасности.

Клиника ISIDA последовательно развивает педиатрическое направление: пациенты в возрасте от 0 до 18 могут получать медицинские услуги европейского уровня в ISIDA Левобережная, ISIDA Оболонь и ISIDA Печерск. В ISIDA Левобережная в 2018 году открыт Диагностический центр по вопросам педиатрии. Этот центр оснащен современным медицинским оборудованием, маленькие пациенты могут получить здесь профессиональную амбулаторную и выездную консультативно-диагностическую помощь.

В условиях диагностического центра ISIDA работают также ортопеды-травматологи, специализирующиеся на травмах опорно-двигательного аппарата, ортопедии и вертебрологии (консервативном и хирургическом направлениях). Дети могут получать здесь медицинскую помощь семь дней в неделю (в случае необходимости – круглосуточно) на европейском уровне, без необходимости выезда в европейские клиники.

Читайте о возможностях Диагностического центра по вопросам педиатрии.

Доверьте здоровье своего ребенка специалистам клиники ISIDA. Возникли вопросы? Позвоните по номерам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11 и мы охотно ответим на них. Или задайте нам свой вопрос на нашем сайте и мы обязательно на него ответим.